15 сентября 2014 17:46 | Галина Данчикова: «Эффективное региональное законодательство – основа повышения качества жизни якутян»

Интервью Г.И.Данчиковой в газете  "Ил Тумэн" 13.09.2014 г.

В первом полугодии 2014 года по инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) на рассмотрение в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесены 34 законопроекта, включая проекты федеральных законов.

По инициативе исполнительных органов государственной власти приняты 25 законов.

О взаимодействии законодательной и исполнительной власти республики, планах работы во втором полугодии, плюсах программно-целевого метода формирования республиканского бюджета – в интервью с Председателем Правительства Якутии Галиной Данчиковой.

Галина Иннокентьевна, Правительство Республики Саха (Якутия) - один из основных инициаторов законодательных инициатив в республиканском законодательстве, и это продиктовано сложившимся порядком совместной работы с парламентом республики.

Как Вы оцениваете в целом качество нашего законодательства, его гибкость и исполняемость?

- Обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) является одной из приоритетных задач исполнительных органов власти в правовой сфере.

Правительство инициирует базовые законопроекты в различных сферах социально-экономического развития республики. Это продиктовано, прежде всего, тем, что правительство является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) и, имея такой статус, реализует практически весь пласт принимаемых в республике нормативных правовых документов.

Развитие федерального и регионального нормотворчества - процесс постоянный и непрерывный, достаточно сложный и кропотливый, в котором принимают участие все уровни власти. От такого совместного труда зависит, в конечном счете, и качество нормативных правовых актов. В первую очередь, соответствия социальным, экономическим, политическим реалиям.

Сегодня в республике сформировано дееспособное региональное законодательство. Его планомерное и стабильное развитие обеспечивает устойчивое функционирование экономики и социальной сферы республики, в нем учтены территориальные, административные, производственные, экологические, демографические и национальные особенности республики. По основным макроэкономическим показателям Якутия занимает лидирующие позиции не только в Дальневосточном регионе, но и в Российской Федерации в целом.

Ни одно решение правительства не принимается без соответствующих согласований с профильными министерствами и ведомствами, без мнения органов прокуратуры и юстиции. Также очень важно и непосредственное участие населения в общественном обсуждении принимаемых законопроектов. Эта норма закреплена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2011 года № 235 «Об утверждении Положения об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Правительством РС (Я), и проектов государственных программ Республики Саха (Якутия)».

В весеннюю сессию Государственным Собранием (Ил Тумэн) приняты 76 законов Якутии, из них 25, внесенных правительством. Большая часть инициированных кабинетом министров законопроектов напрямую направлены на повышение качества жизни граждан нашей республики.

Правительством республики на рассмотрение парламента внесены такие законопроекты, впоследствии ставшие законами республики, как «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», «О льготных тарифах на электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» и др.

В настоящее время на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) внесены проекты законов «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)», «О возобновляемых источниках энергии Республики Саха (Якутия)» и другие социально значимые законопроекты.

Необходимо особо отметить, что благодаря созданной законодательной базе сегодня обеспечена устойчивость бюджетной системы, созданы условия для экономического роста, выполнения в полном объеме принятых социальных обязательств и повышения качества жизни якутян. В республике созданы стимулы для повышения эффективности управления, проводится последовательная политика по укреплению финансовых основ.

- Галина Иннокентьевна, на осеннюю сессию также запланирован ряд законодательных инициатив, начиная с корректировки бюджета. Какие наиболее значимые законопроекты Вы бы отметили?

- По большому счету, корректировка бюджета во втором полугодии – это ежегодная плановая работа. Вопрос ведь не в том, чтобы сократить или увеличить финансирование отдельных статей. Главная задача – согласовать и скоординировать позиции по реализуемым направлениям госпрограмм и скорректировать статьи расходов в соответствии с потребностями для стабильного обеспечения жизнедеятельности республики. Другими словами, своевременно принять управленческое решение по тому или иному направлению.

Если говорить о значимости того или иного законопроекта, то это, наверное, неправильно, потому что каждый принимаемый нормативный правовой акт несет особую миссию. Например, на осеннюю сессию правительством республики внесен базовый законопроект «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)». По сути он станет настольной книгой для тех, кто будет развивать агропромышленный комплекс республики. Этот закон призван закрепить четкие правила построения взаимоотношений между государством в лице Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики и товаропроизводителями. Актуальность этого закона возрастает в связи с вводимыми санкциями. Сегодня население республики готово заниматься сельскохозяйственным производством, но необходимы конкретные меры по господдержке, чтобы любой селянин, рыбак или охотник, например, открыв закон, мог сам для себя принять решение заниматься ли ему только производством либо же расширять свою деятельность через переработку сельскохозяйственной продукции.

Также в связи с изменением федерального законодательства планируется разработать законопроекты о внесении изменений в действующее законодательство республики.

- Насколько, на Ваш взгляд, оправдывает себя переход на программно-целевой метод формирования республиканского бюджета, на который Якутия перешла одной из первых в России? В чем его очевидные плюсы?

- Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в программном формате формируется с 2012 года. Сегодня 35 государственных программ объединены в три блока.

Первый - «Новое качество жизни», в котором аккумулированы социально направленные программы.

Второй блок определен как «Инновационное развитие и модернизация экономики», он направлен на поддержку производственных отраслей. И третий блок - «Эффективное государство» - направлен на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и управление государственной собственностью.

Удельный вес программных расходов в общем объеме государственного бюджета на 2014 год составил около 90 процентов.

Госпрограммы включают характеристику текущей ситуации, отмечая сильные и слабые стороны, цели и стратегические направления, ресурсное обеспечение. А также перечень целевых индикаторов и показателей, количественно характеризующих ход реализации, решения определенных стратегических направлений и достижение целей госпрограмм. Они отражают специфику развития конкретной отрасли, проблем и основных задач.

В целом программный бюджет позволил нам четко увязать бюджетное финансирование со стратегическими целями, определенными в плане среднесрочного развития республики. С оптимизацией бюджетного процесса упрощена структура бюджета, повышены его прозрачность и доступность для всех заинтересованных лиц, эффективность и результативность деятельности отраслевых министерств.

Проводимая в соответствии с утвержденной методикой оценка эффективности реализации государственных программ позволяет принимать управленческие решения в части корректировки либо принятия отдельных решений по дальнейшей реализации или прекращению действия программ.

На заседании Госсовета в октябре прошлого года, где обсуждались меры повышения эффективности бюджетных расходов, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что в целом бюджетная система страны заметно укрепилась, в Бюджетный кодекс внесены изменения, направленные на совершенствование финансового контроля за госрасходами. Федеральный бюджет 2014 года также сформирован по программному принципу.

- Галина Иннокентьевна, Вы работаете в исполнительных органах власти с 1993 года. Становление парламентаризма происходило на Ваших глазах, как за данный период менялись стиль и методы совместной деятельности?

- Результат законотворческого процесса – закон, требующий особых знаний и умений в области права. Перед тем как принять закон, мы обязаны просчитать все экономические и социальные последствия. В то же время этот процесс четко регламентирован нормативными правовыми актами республики. Также закон должен быть понятен населению, то есть не вызывать каких-то уточняющих вопросов и пояснений - это с одной стороны.

С другой стороны, народных депутатов республики избирает население, и выбор этот делается в пользу тех, кто обладает и профессионализмом, и опытом, способен отстаивать законные права и интересы своих избирателей. Считаю, что вся законотворческая деятельность – это коллективный процесс, и ответственность здесь не только коллективная, но и персональная тоже.

На мой взгляд, качественный состав Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на протяжении всех пяти созывов достаточно профессиональный. В депутатский корпус приходят люди, которые, несмотря на различия профессиональной деятельности и политических взглядов, объединены огромным желанием и возможностью сохранять и развивать все сферы жизни региона. Это люди, горячо любящие свою республику и искренне заботящиеся о повышении качества жизни якутян.

Также необходимо отметить, что процесс федерализации регионального законодательства, который мы наблюдаем в последнее время, не позволяет субъектам Российской Федерации широкого нормотворчества, что выражается в излишней урегулированности вопросов даже местного значения.

Для того чтобы разрабатывать нормативные правовые акты, учитывающие все особенности республики, правительством заключено соглашение с Управлением Министерства юстиции РФ по РС (Я), в том числе в сфере нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), совершенствования и систематизации республиканского законодательства, обеспечения соответствия федеральному законодательству. На стадии подписания находится Регламент взаимодействия с Прокуратурой РСЯ).

- Как Вы оцениваете взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти в данный период?

- Различные ветви власти взаимно уравновешивают пределы властных функций соответствующих государственных институтов. Правительство и парламент работают в тесном контакте, конструктивно взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития республики.

Как один из положительных моментов взаимодействия законодательного и исполнительного органа власти хочу отметить участие народных депутатов республики и членов правительства в рабочих группах по работе над законопроектами.

Впереди у нас вместе очень много работы. Сегодня Республике Саха (Якутия) отводится ключевая роль в ускоренном развитии Дальневосточного региона. На первый план выходят стратегические проекты, которые также потребуют правовой основы для реализации. Это и территории опережающего развития, и ряд инвестиционных проектов.

- Галина Иннокентьевна, в истории новейшей Якутии Вы первая женщина, возглавившая кабинет министров. Насколько это сложно?

- Могу сказать, что человек я достаточно организованный, рабочий день расписан буквально по минутам. Так что задумываться над тем, сложно тебе или не сложно, времени не остается. И, конечно же, помогает большой опыт работы в отдаленных Оленекском и Верхоянском районах с ограниченной транспортной инфраструктурой, суровым климатом и слабой социальной сферой. А также работа в исполнительных органах государственной власти республики и наша команда единомышленников.

Татьяна АНТОНОВА. Фото Василия КОНОНОВА