Выступление Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Галины Данчиковой на совещании при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе по вопросам социально-экономического развития Якутии

Выступление Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Галины Данчиковой на совещании при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе по вопросам социально-экономического развития Якутии

Уважаемый Виктор Иванович!

Уважаемый Егор Афанасьевич!

Уважаемые участники совещания!

Итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за девять месяцев текущего года свидетельствуют о продолжении посткризисного восстановления экономики региона.

Рост ВРП республики за январь-сентябрь текущего года составил 106%, индекса промышленного производства - 114,2%, инвестиций в основной капитал - 112,5%, денежных доходов населения - 103,3%, реальной заработной платы - 106%.

По оценке Министерства регионального развития Российской Федерации по итогам восьми месяцев текущего года Республика Саха (Якутия) занимает 4 место по сводному индексу социально-экономического положения регионов.

Республика Саха (Якутия) входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения, среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает третье место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Учитывая стабильный рост показателей экономики, взвешенную бюджетную политику региона, низкий уровень государственного долга и продолжающуюся диверсификацию экономики, международные рейтинговые агентства Standard & Poor`s и Fitch Ratings повысили кредитные рейтинги и изменили прогнозы республики со «Стабильного» на «Позитивный».

***

Таких показателей удалось достичь во многом благодаря реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и другим решениям, принятым Президентом России и Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что все основные положения Схемы включены и в утвержденную Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

***

В ходе реализации Схемы-2020 завершено строительство I этапа нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», активно ведется обустройство Талаканского, Алинского, Средне-Ботуобинского и других нефтегазоконденсатных месторождений.

Начаты геологоразведочные работы на Чаяндинском газовом месторождении. Определены стратегические ориентиры по реализации на территории республики Восточной газовой программы: в 2014 году – начало разработки нефтяной оторочки, в 2016 году – подача первого газа и завершение строительства газопроводной системы «Якутский центр газодобычи – Хабаровск».

Реализуется инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Добыты первые тонны угля на уникальном Эльгинском месторождении.

***

В целом в результате принятых мер за последние 5 лет отмечается ежегодный рост основных макроэкономических показателей республики. В 2010 году реальный рост ВРП к 2005 году составил116%, индекса промышленного производства 113%.

Принятые меры способствовали опережающему росту собственных доходов государственного бюджета республики. Они возросли за этот период в 1,5 раза, в том числе налоговые доходы – в 2 раза. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом собственные доходы бюджета были увеличены на 31%, в 2011 году мы ожидаем рост на 12%.

***

Достигнутые результаты в реальном секторе экономики позволяют системно решать вопросы повышения уровня жизни населения республики и развития социальной сферы.

Численность населения республики в 2010 году составила 958 тысяч человек и увеличиласьпо сравнению с переписью 2002 года на 9 тысяч человек. Ожидаемая продолжительность жизни в республике 67,1 лет, что превышает средние показатели Дальнего Востока – 66,9 лет.

***

Среднемесячная заработная плата по республике в январе-августе 2011 года составила 33 тыс. рублей с ростом на 13,6% к аналогичному периоду прошлого года, при этом её реальный рост составил 106%.

C1 сентября 2011 года средняя заработная плата учителей увеличена на 20% до 30 тыс. рублей и доведена до среднереспубликанского уровня.

C1 октября 2011 года фонд оплаты труда работников бюджетной сферы увеличен на 6,5%.

С учетом реализации задач по повышению заработной платы бюджетной сферы растут денежные доходы населения. Номинальные среднедушевые денежные доходы населения в январе-сентябре 2011 года составили 23767 рублей с реальным ростом на 3,3%.

***

Меняется и ситуация на рынке труда. Среднегодовая численность занятых в экономике по итогам года составит 483 тысячи человек с ростом к 2010 году на 6 тысяч человек.

На 1 октября 2011 года уровень общей безработицы составил 8,4% от экономически активного населения, уровень зарегистрированной безработицы - 2%. По итогам 2011 года ожидается снижение общей безработицы на 3,4% к уровню 2010 года (8,5% против 8,8%).

Важнейшим механизмом обеспечения занятости населения является малое предпринимательство. Сегодня в этой сфере работает порядка 187 тысяч человек или 40% от общего числа занятых в экономике. Оборот малых предприятий в 2011 году оценивается в 85 млрд. рублей с ростом на 5% к 2010 году.

***

На повышение уровня жизни населения в республике направлены и меры государственной поддержки. Реализуются программы развития отраслей социальной сферы - модернизации здравоохранения, развития образования. В 2011 году в расходах государственного бюджета на эти цели предусмотрено более 53 млрд. рублей или 46% всех бюджетных расходов.

В республике уделяется должное внимание многодетным семьям, вопросам развития института семьи. В дополнение к федеральному материнскому (семейному) капиталу с 2011 года установлен республиканский материнский капитал «Семья» в размере 100 тысяч рублей и расширены направления его использования. Предусмотрено выделение социальных выплат из государственного бюджета на улучшение жилищных условий многодетным семьям, в которых одновременно родились трое детей.

Принят республиканский закон о бесплатном предоставлении земельных участков для жилищного строительства многодетным семьям при рождении третьего или последующего ребёнка.

***

Одной из главных задач остается повышение доступности жилья и стимулирование жилищного строительства.

За 2005 - 2010 годы введено около 1 миллиона 800 тысяч квадратных метров жилья. С 2005 года мы увеличили ввод жилья на душу населения от 0,27 до 0,31 кв.м. Тем не менее, этот уровень ниже среднероссийских показателей. По вводу в действие жилых домов на 1000 человек населения республика является одним из лидеров по Дальнему Востоку, уступая только Сахалинской области.

За девять месяцев текущего года введено 106 тысяч кв. метров жилья с ростом на 19,6% к аналогичному периоду 2010 года, в том числе индивидуального жилья – 64,7 тысяч кв. метров.

Внедряются новые механизмы повышения доступности жилья для населения. С 2011 года реализуется пилотный проект в городе Якутске, предполагающий выделение субсидии нуждающимся в улучшении жилищных условий в размере 35% от расчетной стоимости жилья и предоставление ипотечного кредита по низким процентным ставкам (не более 8% в год). В текущем году участниками проекта стали 608 семей.

Реализуются меры государственной поддержки строительства жилья для работников бюджетной сферы, в том числе для обеспечения высококвалифицированными специалистами арктических районов. Увеличены расходы бюджета на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на поддержку индивидуального жилищного строительства.

Особое внимание уделяется обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.По состоянию на 1 октября текущего года улучшены жилищные условия 794 ветеранам, вставшим на учёт после 1 марта 2005 года. (До конца текущего года необходимо обеспечить жильем 48 ветеранов, утвержденных в 2011 году в списках на получение социальных выплат.Кроме того, по прогнозным данным, численность граждан-ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но которые еще не подтвердили право на получение социальных выплат, составляет 17 человек).

В соответствии с планами строительства социальных объектов в 2011 году планируется ввод 15 объектов общего образования, 13 детских садов, 5 объектов здравоохранения, 15 объектов культуры, 9 объектов физической культуры и спорта, 2 техникума.

Продолжается газификация населённых пунктов республики. По итогам года будет построено 158 кмгазопроводов, газифицировано 1900 жилых домов.

Принятые меры создают основу для дальнейшего развития агропромышленного комплекса республики и направлены на увеличение объемов товарной продукции сельскохозяйственного производства.

***

По итогам 2011 года мы ожидаем увеличение объема ВРП Республики Саха (Якутия) до 411 млрд. рублей с реальным ростом на 6,1 % к уровню 2010 года.

Это будет обеспечено ростом промышленного производства на 9,5%, инвестиций в основной капитал на 18,7%, реальных среднедушевых доходов на 6,7%, среднемесячной заработной платы на 17,5%.

Ожидаемое поступление доходов государственного бюджета республики за 2011 год составит 110,7 млрд. рублей или 105% к уровню 2010 года (104,9 млрд.рублей), в том числе налоговых доходов - 49,3 млрд. рублей или 120,5% к уровню 2010 года (40,9 млрд.рублей) .

***

Тем не менее, несмотря на достигнутые и ожидаемые результаты в республике пока ещё сохраняются проблемы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), которые являются характерными и для других субъектов Дальнего Востока. Это:

- неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры;

- высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры;

- высокие по сравнению со среднероссийскими тарифы на продукцию естественных монополий.

- высокая доля социально незащищенных слов населения и низкий уровень благосостояния населения в северных и арктических улусах и сельской местности.

***

Главным инструментом преодоления ограничений экономического роста регионов Дальнего Востока должна стать Государственная Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона на долгосрочную перспективу.

Её разработка на наш взгляд неоправданно затянулась. Считаю необходимым совместными усилиями всех заинтересованных субъектов ускорить разработку Государственной Программы и её принятие Правительством Российской Федерации.

Уважаемый Виктор Иванович, в связи с завершением бюджетного процесса текущего года и формированием проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов без учёта указанной программы и возможного дальнейшего затягивания сроков её разработки, предлагаюс участием всех субъектов Дальневосточного федерального округа и научных учреждений под эгидой Межрегиональной Ассоциации взаимодействия субъектов Дальнего Востока и Забайкалья,разработать и внести в Правительство Российской Федерации вариант Государственной Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Правительство Республики Саха (Якутия) готово принять активное участие в её разработке.

***

Реализация мероприятий Государственной Программы будет направлена прежде всего на улучшение жизни людей, и поэтому не должны быть упущены меры для населения, исконно проживающего на этой территории. Для решения социальных вопросов должна быть сформирована устойчивая финансовая база регионов, созданы новые инструменты развития.

Таким инструментом для регионов Дальнего Востока мог бы стать Фонд развития территорий. Источники могут быть разные. Его можно было бы создать по аналогии с Постоянным Фондом развития Аляски в США, который был сформирован перед началом строительства Трансаляскинского нефтепровода.

Предлагаю рассмотреть вопрос создания рабочей группы с участием представителей дальневосточных субъектов, научных учреждений и компаний для изучения данного вопроса и выработки предложений для последующего внесения в Правительство Российской Федерации.

***

В заключение, хочу обратить Ваше, Виктор Иванович, внимание на вопросы, требующие безотлагательного решения.

Моральный и технический износ оборудования Якутской ГРЭС, обеспечивающей жизнедеятельность города Якутска и всего центрального энергорайона республики диктует необходимость строительства Якутской ГРЭС-2, которая обеспечит надежное энергоснабжение и растущие потребности в электрической и тепловой энергии Центрального энергорайона республики.

Строительство Якутской ГРЭС-2 необходимо начать в 2012 году. Стоимость строительства - 18,3 млрд. рублей (в ценах 2010 года).

Еще один проект обеспечения надёжного энергоснабжения – завершение строительства III нитки магистрального газопровода Средне-Вилюйское месторождение – Мастах – Берге – Якутск.

Существующая система газопроводов эксплуатируется с 1967 г. и на сегодняшний день физически и морально устарела. Поэтому, прекращение и даже просто снижение объемов поставок газа, особенно в период экстремально низких температур в зимнее время, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Данный проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Из проектной протяженности газопровода в 384 км построен 291 км.

Для завершения строительства газопровода требуется до 1,5 млрд. рублей.

***

В силу объективных причин, несмотря на принимаемые меры в республике остро стоит проблема ветхого и аварийного жилья.

По состоянию на 01 января 2011 года удельный вес такого жилья составляет 14,4% от площади жилищного фонда (2790,8 тыс.кв.м.), что является наибольшим показателем по Дальневосточному федеральному округу и в 4,7 раза превышает среднее значение по Российской Федерации. В ветхом и аварийном жилищном фонде проживает 138,8 тысяч человек или более 14,6% от населения республики.

За 2007-2011 годы на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда направлено 4,2 млрд. рублей ликвидировано 73 тыс. кв.м. ветхого и аварийного жилья, расселено 7390 жителей.

Тем не менее, средств, имеющихся в бюджете субъектов Российской Федерации и средств финансовой поддержки, Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, не достаточно для решения данной проблемы.

Только по Якутии объем средств, необходимых для полного решения вопроса с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда оценивается в 122,0 млрд. рублей в текущих ценах.

При существующих объёмах финансирования для полного решения этой задачи потребуется более ста лет и соответственно без дополнительной помощи федерального центра решение задачи не возможно.

Прошу Вас, уважаемый Виктор Иванович, с учётом изложенного, поддержать предложения Республики Саха (Якутия) по существенному – ежегодно до 2-3 млрд. рублей в год увеличению финансирования из федерального бюджета мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья по субъектам, имеющих долю ветхого жилья более 10%.

***

Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются меры по решению указанных проблем.

В текущем году Президентом Республики Саха (Якутия) на основе Схемы-2020 утверждена новая система стратегического планирования, предусматривающая переход на программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета.

В рамках внедрения нового программно-целевого государственного регулирования утверждены 37 государственных программ республики по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики, реализация которых начнется с 2012 года.

Бюджетная политика в Республике Саха (Якутия) в 2012-2014 годах в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Республики Саха (Якутия) будет ориентирована на повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на создание условий для развития и модернизации экономики, которая в итоге повысит уровень и качество жизни населенияреспублики.

В соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года одобрена Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основные направления до 2030 года.

Но масштабы проблем, накопленных в течении десятилетий, требуют принятия решений на федеральном уровне с участием федерального центра и Вашей поддержки.

Разрешите, уважаемый Виктор Иванович, поблагодарить Вас, за понимание проблем республики и выразить надежду, что сегодняшнее совещание придаст новый толчок в реализации масштабных планов развития республики и всего Дальнего Востока.